Сига, Сиджа

Сиджа, сига (англ. sidjah, siga, seega, ceega, soja) — старинная логическая настольная игра для двух участников. Распространена на северо-востоке Африки. В Судане называется «сиджа», в Египте — «сига» и имеет некоторые отличия в правилах. В странах северной Европы игра получила название «пустынные шашки». Условно относится к группе «латрункулорум» категории «военных игр». Эта игра является переходным звеном между манкалой, мельницей и зажимными шашками.

Это простая игра, с точки зрения материалов и правил, но для игры в неё понадобятся хорошая стратегия и логика.   Обычно играют на доске 5х5. Помимо доски потребуются ещё игральные фишки, можно использовать шашки. В оригинале применяются стеклянные или мраморные фишки. Каждый игрок имеет по 12 фишек. Но используются также поля 7×7 (по 24 камня) и 9×9 (по 40 камней). Процесс игры делится на две фазы.

Правила игры в Сиги

Согласно разным описаниям, возможны два варианта расстановки. Первый: так же, как в сиджи. Второй: первые четыре фишки ставят «крестом» на концах центральных горизонтали и вертикали. Первый игрок ставит справа и слева, второй — сверху и снизу (см. вторую иллюстрацию). Затем начинается собственно расстановка..

Seega

Начинает ходить игрок, закончивший расстановку камней последним.

Камень ходит только ортогонально (по вертикали и горизонтали). Камни противника бьются тоже только по вертикали или горизонтали. Поэтому максимальное число съеденных камней за один раз может быть не более трёх. Также камень, находящийся в центральной клетке, не может быть съеден.

Seega

В некоторых вариантах правил разрешены прыжки через камни и (или) центральную клетку (подробности неизвестны).

Если игрок своим ходом взял камень противника, то он делает новые ходы, но только тем же самым своим камнем, пока может есть. Холостой ход не производится. В другом варианте: можно съесть только два раза подряд. Затем ходит противник.

Если камни игрока оказались зажатыми и он не может сделать ход, тогда противник обязан предоставить ему проход, сделав дополнительный ход. Хотя в другом варианте, игрок, не имеющий возможности сделать ход, считается проигравшим.

Если возникла барьерная позиция, когда на огороженных участках противники могут просто передвигать камни, не желая идти в атаку, подсчитывают количество камней и присуждают победу по очкам. Если их количество равно — объявляется ничья.

Похожим образом, если на каком-то этапе игры за двадцать ходов не был сбит ни один камень любого цвета, игра прекращается и подсчитывают очки.

Правила игры в Сиджи

Игроки попеременно выставляют по два камня на любые две клетки поля, кроме центральной. При этом стараются занять более выгодные позиции, с учётом того, кто будет производить первый ход во второй фазе игры.

Однако выставление по два камня более подходит для многоклеточных полей. На поле 5×5 выставление по одному камню делает процесс «более вдумчивым». Это не исключает стремительной расстановки при имеющемся опыте.

Камень ходит в любом направлении (в том числе, и по диагонали) на одну клетку, если она свободна.

Игрок, начавший расстановку, делает и первый ход в центральную клетку.

Пропустить ход нельзя.

Если после хода камень противника попал между двумя камнями ходящего игрока (захвачен стражниками), то он считается съеденным и убирается с поля. Причём съедаются сразу все захваченные камни по всем направлениям. Теоретически их может быть до семи. Есть необязательно, но уже съеденные камни оставлять на поле нельзя. Причём камни, изначально зажатые, между камнями противника не являются съеденными, так же как и камень, поставленный между двумя камнями противника.

Ход может быть холостым (без съедения). После него ходит противник. Но если взят камень противника, делаются новые ходы любым своим камнем. Эти ходы тоже пропускать нельзя и их может быть любое количество, но только не холостых. Холостой ход уже не производится.

Противник считается побеждённым, если у него остаётся не более одного камня. Игрок также может, оценив позицию, признать своё поражение, но только раньше, чем у него будет съедено 11 камней.

Стратегия

К победе или поражению может привести уже фаза расстановки, в зависимости от того, насколько удачно игрок занял своими камнями самые выгодные позиции. С другой стороны, стремясь к этому, он может попасть в подготовленную ловушку. Такой расклад для сиджи показан на первой иллюстрации. Белые, заняв самые «выгодные» позиции (они, действительно, такие), делают первый ход любым камнем и съедают сразу четыре красных. Больше ходов они сделать не могут. После этого красные выбирают их полностью.

Игра часто заканчивается очень быстро. Но может и перейти в длительную фазу позиционного противостояния. А при одинаковом количестве последних камней могут начаться длительные «догонялки», где проигрывает менее внимательный и упорный игрок.

Источник



 

Загрузка...

 

 

Загрузка...